Апелляционное определение Орловского областного суда от 09.04.2015 по делу N 33-885 <Об оставлении без изменения решения Советского районного суда города Орла от 13.02.2015, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Администрации города Орла от 02.12.2009 N 3841 "Об утверждении проекта красных линий по 32 улицам города Орла" в части проекта красных линий по улице Веселая города Орла>
ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 апреля 2015 г. по делу № 33-885
Судья: Горбачева Т.Н.
09 апреля 2015 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л.В.,
судей Георгиновой Н.А., Сафроновой Л.И.,
при секретаре Н.Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда гражданское дело по заявлению К.А.Г. о признании недействующим в части проекта красных линий по улице Веселая города Орла, утвержденного постановлением администрации города Орла от 02 декабря 2009 года № 3841 "Об утверждении проекта красных линий по 32 улицам города Орла",
по апелляционной жалобе К.А.Г. на решение Советского районного суда г. Орла от 13 февраля 2015 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим в части проекта красных линий по улице Веселая города Орла, утвержденного постановлением администрации города Орла от 02 декабря 2009 года № 3841 "Об утверждении проекта красных линий по 32 улицам города Орла".
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Георгиновой Н.А., объяснения представителя заявителя К.А.Г. - М.О.Н., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя администрации города Орла и Управления архитектуры и градостроительства администрации города Орла К.Е.М., действующей на основании доверенностей, заключение прокурора К.Г.В., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
02 декабря 2009 года администрацией города Орла принято постановление № 3841, которым утвержден проект красных линий по 32 улицам города Орла.
Постановление администрации города Орла от 02 декабря 2009 года № 3841 "Об утверждении проекта красных линий по 32 улицам города Орла" и приложение к нему в виде картографического материала опубликованы 22 февраля 2013 года в "Орловской городской газете" выпуск № 7 (139) и размещено на официальном сайте администрации города Орла в сети "Интернет".
К.А.Г., являющийся собственником земельного участка, вошедшего в состав планируемой территории по улице Веселая города Орла, обратился в суд с заявлением о признании недействующим в части проекта красных линий по улице Веселая города Орла, утвержденного постановлением администрации города Орла от 02 декабря 2009 года № 3841 "Об утверждении проекта красных линий по 32 улицам города Орла".
Заявление мотивировано тем, что проект красных линий в оспариваемой части противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 06 апреля 1998 года № 18-30, а постановление администрации города Орла от 02 декабря 2009 года № 3841 "Об утверждении проекта красных линий по 32 улицам города Орла" принято с нарушением установленной процедуры принятия и опубликования, без проведения публичных слушаний, нарушает права К.А.Г. как собственника земельного участка, расположенного на территории, на которой планируется размещение магистральной улицы центра.
В суде первой инстанции заявитель К.А.Г. и его представитель М.О.Н. требования заявления поддержали, указав, что заявитель не имел возможности участвовать в публичных слушаниях по вопросу утверждения проекта красных линий, поскольку не получал персонального извещения о времени и месте их проведения. Ссылались на то, что проект красных линий опубликован несвоевременно и не в полном объеме, а приложение к нему в виде картографического материала исполнено в масштабе, не позволяющем определить красные линии относительно конкретных земельных участков.
Представитель администрации города Орла и Управления архитектуры и градостроительства администрации города Орла К.Е.М. в суде первой инстанции возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на соответствие проекта красных линий, утвержденного постановлением администрации города Орла от 02 декабря 2009 года № 3841, действующему градостроительному законодательству. Указывала, что постановление администрации города Орла от 02 декабря 2009 года № 3841 принято компетентным органом в рамках реализации полномочий в сфере градостроительной деятельности, с соблюдением порядка его принятия и опубликования, и прав заявителя не нарушает.
Решением Советского районного суда г. Орла от 13 февраля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе К.А.Г. просит об отмене решения суда ввиду нарушения судом норм процессуального права и неправильного применения норм материального права.
Приводит довод о том, что суд не исследовал вопрос о порядке проектирования и установления красных линий при утверждении оспариваемого постановления администрации города Орла от 02 декабря 2009 года № 3841 "Об утверждении проекта красных линий по 32 улицам города Орла".
Указывает на недоказанность обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого постановления и его законности.
Считает, что оспариваемое постановление принято с нарушением установленной процедуры принятия и опубликования, без проведения публичных слушаний.
Ссылается на отсутствие персонального извещения о проведении публичных слушаний, что не позволило ему реализовать право на участие в публичных слушаниях и выразить свое мнение по проекту красных линий.
Заявитель К.А.Г. о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции извещен, в связи с чем, судебной коллегией по административным делам Орловского областного суда постановлено о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 15 июля 2010 года № 931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Статья 1 Протокола № 1 от 20 марта 1952 года к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года определяет, что ограничение права собственности по основаниям, установленным законом, допускается, если этим преследуются общественные интересы, и при установлении ограничений права собственности будет соблюден баланс публичных и частных интересов.
В соответствии со статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Исходя из части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы поселений и городских округов наряду со схемами территориального планирования муниципальных районов являются документами территориального планирования муниципальных образований.
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (статья 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
Согласно части 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются в частности, красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории.
Проект межевания территории, предназначенный для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются границы существующих и (или) подлежащих образованию земельных участков, в том числе предполагаемых к изъятию для государственных или муниципальных нужд, для размещения таких объектов (части 5, 5.1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Согласно подпунктам 1, 4 пункта 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 № 150 (далее - Инструкция от 29.10.2002 № 150) проект планировки - градостроительная документация, разрабатываемая для частей территорий поселений, которая включает: схему размещения проектируемой территории в структуре поселения; план современного использования территории (опорный план); план красных линий (основной чертеж); разбивочный чертеж красных линий; схему организации транспорта и улично-дорожной сети; схему размещения инженерных сетей и сооружений; схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории.
В силу пункта 2 статьи 3.2.1 Инструкции от 29.10.2002 № 150 проект планировки разрабатывается в соответствии с установленными в генеральных планах городских и сельских поселений элементами планировочной структуры и градостроительными регламентами правил землеустройства и застройки.
В соответствии с пунктом 26 статьи 8 Устава города Орла к вопросам местного значения города Орла относится утверждение генерального плана города Орла, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана города Орла документации по планировке территории.
Как установлено судом, заявитель К.А.Г. является собственником земельного участка общей площадью <...> кв. м по адресу: <...>, где им без разрешительной документации возведен жилой дом общей площадью <...> кв. м.
Обращаясь в суд с заявлением о признании недействующим в части проекта красных линий по улице Веселая города Орла, утвержденного постановлением администрации города Орла от 02 декабря 2009 года № 3841 "Об утверждении проекта красных линий по 32 улицам города Орла", К.А.Г. указывал на его несоответствие градостроительному и земельному законодательству, и ссылался на то, что оспариваемым постановлением в части утверждения красных линий, проходящих по улице Веселая города Орла через его земельный участок, нарушены его права как собственника вышеуказанного земельного участка.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что 02.12.2009 администрацией города Орла в пределах предоставленных Уставом города Орла полномочий, принято постановление № 3841 "Об утверждении проекта красных линий по 32 улицам города Орла" и приложение к нему в виде картографического материала.
Судом установлено, что оспариваемый заявителем проект красных линий был подготовлен на основе Генерального плана городского округа "Город Орел", утвержденного решением Орловского городского Совета народных депутатов от 28.02.2008 № 29/425-ГС.
Указанное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела фрагментом транспортной схемы Генерального плана города Орла, а также материалами проекта планировки, согласно которым, строительство транспортной развязки и расширение магистральной улицы центра предусматривается на территории, в границах которой расположен земельный участок заявителя.
Как видно из материалов дела и установлено судом, генеральный план города Орла не допускает иного проектного предложения по проектируемым красным линиям, которое исключало бы прохождение проектируемых красных линий, минуя земельный участок К.А.Г.
Анализ содержания проектной документации, в т.ч., по проекту красных линий, свидетельствует о ее соответствии приведенным выше положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Инструкции от 29.10.2002 № 150 и Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 06 апреля 1998 года № 18-30, применяемых в той части, в которой они не противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Поскольку разработка красных линий в составе планировки территории была обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории города Орла, то при установленных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что утверждение проекта красных линий по улице Веселая города Орла осуществлено компетентным органом, с соблюдением требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу положений статьи 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические лица являются субъектами градостроительных правоотношений наряду с публично-правовыми образованиями.
При этом право граждан на участие в данных правоотношениях непосредственно реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан, в том числе при осуществлении ими мероприятий по планировке территорий.
В соответствии с частью 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 6 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что принятию постановления администрации города Орла от 02 декабря 2009 года № 3841 "Об утверждении проекта красных линий по 32 улицам города Орла" предшествовало проведение публичных слушаний, что подтверждается представленными в материалы дела протоколами публичных слушаний.
До утверждения проекта красных линий в целях доведения до населения информации о содержании данного проекта были организованы публичные слушания с демонстрацией материалов проекта планировки территории, по результатам публичных слушаний данный проект был откорректирован. Заключение по результатам публичных слушаний утверждено комиссией в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Из материалов дела не усматриваются нарушения порядка проведения публичных слушаний, установленного Положением "О порядке проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в городе Орле", утвержденного Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.11.2006 № 9/161-ГС.
Постановление администрации города Орла от 02.12.2009 № 3841 "Об утверждении проекта красных линий по 32 улицам города Орла" и приложение к нему в виде картографического материала опубликовано 22 февраля 2013 года в "Орловской городской газете" выпуск № 7 (139) и размещено на официальном сайте администрации города Орла в сети "Интернет", что соответствует положениям статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 31 Устава города Орла.
Разрешая требования заявителя, суд первой инстанции установил, что оспариваемым постановлением не нарушаются права и законные интересы К.А.Г., поскольку положений, ограничивающих право собственности заявителя на принадлежащий ему земельный участок, оспариваемое постановление не содержит.
Установив, что оспариваемое заявителем постановление не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, принято компетентным органом в рамках реализации полномочий в сфере градостроительной деятельности и прав заявителя не нарушает, суд правильно отказал заявителю в удовлетворении его требований.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на верном толковании норм материального права, поэтому оснований для их переоценки не находит.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого постановления и его законности, отклоняются судебной коллегией в силу их несостоятельности, поскольку противоречат материалам дела.
Утверждения К.А.Г. в апелляционной жалобе о том, что проект красных линий не соответствует требованиям градостроительного и земельного законодательства, являются необоснованными.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, действующим градостроительным и земельным законодательством, не предусмотрен запрет на установление красных линий в проекте планировки территории по существующим строениям, зданиям, сооружениям.
Не являются основанием отмены судебного постановления доводы заявителя о нарушении правовых предписаний Инструкции от 29.10.2002 № 150 и Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 06 апреля 1998 года № 18-30, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Несостоятельны, а потому не влекут отмену принятого судом решения, доводы апелляционной жалобы о нарушении прав заявителя ввиду несоблюдения администрацией г. Орла требований о персональном извещении заявителя о проведении публичных слушаний, поскольку таких требований действующие правовые предписания не содержат.
Порядок проведения публичных слушаний, установленный Положением "О порядке проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в городе Орле", не нарушен, заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту красных линий в установленном законом порядке не оспорено.
Не влекут отмену принятого по делу решения доводы апелляционной жалобы К.А.Г. о нарушении требований к опубликованию оспариваемого постановления, поскольку материалами дела подтверждено, что полный текст постановления с приложением картографического материала был опубликован в средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию муниципальных правовых актов, при этом, исполнение картографического материала в том масштабе, который содержится в публикации, не свидетельствует о нарушении порядка опубликования постановления.
Доводы апелляционной жалобы К.А.Г. о нарушении постановлением администрации города Орла от 02.12.2009 № 3841 его прав собственника земельного участка и расположенного на нем строения в связи с утверждением проекта красных линий необоснованны, поскольку красные линии, которые проходят по земельному участку, находящемуся в собственности заявителя, его права не нарушают.
Остальные доводы жалобы направлены на иное, неправильное толкование закона и переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому не могут служить поводом к отмене постановленного решения.
Поскольку судом правильно применены нормы материального права, нарушения норм процессуального права не допущено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 13 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: