Решение Советского районного суда города Орла от 13.02.2015 по делу N 2-313/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Администрации города Орла от 02.12.2009 N 3841 "Об утверждении проекта красных линий по 32 улицам г. Орла" в части утверждения проекта красных линий>
СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ОРЛА
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2015 г. по делу № 2-313/2015
13 февраля 2015 года г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Советского района г. Орла Чернышовой И.Н.,
при секретаре Ц.Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по заявлению К.А.Г. о признании недействующим в части постановления администрации г. Орла № 3841 от 02.12.2009 "Об утверждении проекта красных линий по 32 улицам г. Орла",
установил:
К.А.Г. обратился в суд с заявлением о признании недействующим в части постановления администрации г. Орла № 3841 от 02.12.2009 "Об утверждении проекта красных линий по 32 улицам г. Орла".
В обоснование требований указал, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок <...>, <...>, расположенные по адресу: <...>. Указанный земельный участок был приобретен истцом для строительства нового жилого дома. Поскольку заявителем был построен <...> по указанному адресу без разрешения на строительство, <...> расположен в границах красной линии <...>, не соответствует градостроительному регламенту по предельным параметрам разрешенного строительства в части минимального отступа от границы земельного участка и красной линии улицы, администрация г. Орла обратилась с иском к заявителю о его сносе.
<...> К.А.Г. узнал о наличии обжалуемого постановления. Оспариваемое постановление вступило в законную силу на момент существования спорного земельного участка и жилого дома, принадлежащих истцу на праве собственности. Постановлением администрации г. Орла принадлежащий заявителю земельный участок включен в границы красных линий по <...>, что, по мнению заявителя, привело к невозможности полноценного использования земельного участка и <...>.
Указывает, что администрацией г. Орла не представлено доказательств, подтверждающих нахождение на названном земельном участке объектов общего пользования либо доказательств того, что данный участок используется как территория общего пользования, в связи с чем считает, что у администрации г. Орла не было необходимости установления красных линий на территории земельного участка заявителя. Земельный участок не зарезервирован, не изъят, не имеет обременений.
На основании изложенного, просил суд признать недействующим постановление администрации г. Орла от 02.12.2009 № 3841 "Об утверждении проекта красных линий по 32 улицам города Орла" в части утверждения проекта красных линий по <...>.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено <...>.
В судебном заседании представитель заявителя К.А.Г. по доверенности М.О.Н. поддержала заявленные требования по доводам заявления и просила их удовлетворить в полном объеме. Также дополнительно пояснила, что администрацией г. Орла не соблюден установленный пятнадцатидневный срок для опубликования постановления и постановление опубликовано не в полном объеме, картографический материал опубликован в нечитаемом масштабе. Кроме того, заявитель был лишен возможности участия в публичных слушаниях при принятии обжалуемого постановления, поскольку не извещался об их проведении. Также указала, что ввиду наличия красных линий администрация г. Орла отказывает заявителю в выдаче разрешения на строительство <...>.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица администрации г. Орла по доверенности К.Е.М. возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что установление красных линий основано на генеральном плане городского округа "Город Орел", утвержденного решением Орловского городского Совета народных депутатов от <...> № <...>, и планируется строительство транспортной развязки согласно транспортной схемы генерального плана. Установление планируемых к размещению автомобильных дорог местного значения определяется генеральным планом городского округа и отражается в разрабатываемых на его основании и для его развития проектах планировки территории. Разработка красных линий в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории. Также представила письменный отзыв на заявление.
В судебное заседание заявитель К.А.Н. не явился, о слушании извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено.
Представитель <...> в судебное заседание не явилась, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд считает заявление К.А.Г. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный правовой акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный правовой акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Частью 1 статьи 251 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что К.А.Г. на праве собственности принадлежит <...>, расположенный по адресу: <...>, общей площадью <...>, кадастровый номер № <...>, а также земельный участок по указанному адресу, общей площадью <...>, кадастровый номер № <...>. Право собственности на указанное недвижимое имущество возникло у заявителя на основании договора купли-продажи земельного участка от <...> и было зарегистрировано <...>. Указанные обстоятельства подтверждаются копией договора купли-продажи от <...>, а также свидетельствами о государственной регистрации права.
Постановлением администрации города Орла от 02.12.2009 № 3841 "Об утверждении проекта красных линий по 32 улицам города Орла" утвержден проект красных линий по 32 улицам города Орла, в том числе по <...>.
При этом, указанным постановлением принадлежащий заявителю земельный участок включен в границы красных линий по <...>.
В ходе рассмотрения дела судом также установлено, что К.А.Г. был самовольно без получения разрешения на строительство построен <...> по адресу: <...>, в связи с чем администрация г. Орла <...> обратилась в Советский районный суд г. Орла с исковым заявлением к К.А.Г. о сносе самовольно возведенного недвижимого имущества. При рассмотрении указанного гражданского дела <...> заявителю стало известно о наличии обжалуемого постановления.
Как следует из ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории.
При этом в силу ч. 5, 10 ст. 41 названного Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков. Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (ч. 1, 2 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
4. Материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку.
5. Материалы по обоснованию проекта планировки территории в графической форме содержат:
1) схему расположения элемента планировочной структуры;
2) схему использования территории в период подготовки проекта планировки территории;
3) схему организации улично-дорожной сети, которая может включать схему размещения парковок (парковочных мест), и схему движения транспорта на соответствующей территории;
4) схему границ территорий объектов культурного наследия;
5) схему границ зон с особыми условиями использования территорий;
6) схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории;
7) иные материалы в графической форме для обоснования положений о планировке территории.
Согласно пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Постановлением Госстроя России от 06.04.1998 № 18-30 утверждена Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), которой установлены основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации.
Пункт 1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий предусматривает обязательность ее соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, установлены Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 № 150.
В силу пункта 1 данная инструкция обязательна для соблюдения организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по разработке градостроительной документации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими в пределах своих полномочий планирование развития территорий, поселений и использование земель для градостроительной деятельности, а также органами, координирующими и контролирующими осуществление градостроительной деятельности.
В силу статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вышеприведенные Инструкции применяются в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 3.2.1 Инструкции № 150 проект планировки разрабатывается в соответствии с установленными в генеральных планах городских и сельских поселений элементами планировочной структуры и градостроительными регламентами правил землеустройства и застройки.
Как следует из пункта 5 статьи 3.2.1 Инструкции № 150, на схеме размещения проектируемой территории в структуре поселения показываются: границы проектируемой территории, зоны различного функционального назначения в соответствии с генеральным планом поселения, основные планировочные и транспортно-коммуникационные связи.
Как следует из пункта 6 статьи 3.2.1 Инструкции № 150 о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя России от 06.04.1998 № 18-30, на плане современного использования территории (опорном плане) показываются: существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки.
Пунктом 7 статьи 3.2.1 названной Инструкции определено, что на плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохранные участки природного ландшафта и проектные предложения по: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения.
План современного использования территории (опорный план) и план красных линий (основной чертеж) являются самостоятельными графическими материалами проекта планировки (пункт 4 статьи 3.2.1 Инструкции № 150), что не свидетельствует о том, что красные линии должны проектироваться с учетом существующей застройки.
Тот факт, что установление красных линий основано на генеральном плане городского округа "Город Орел", утвержденном решением Орловского городского Совета народных депутатов от <...> № <...>, подтверждается представленным в судебное заседание фрагментом транспортной схемы генерального плана, в котором отражено строительство транспортной развязки и в соответствии с которой были установлены красные линии, в том числе на земельном участке, принадлежащем заявителю.
Установление планируемых к размещению автомобильных дорог местного значения определяется генеральным планом городского округа и, соответственно, отражается в разрабатываемых на его основании и для его развития проектах планировки территории. Разработка красных линий в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территорий.
При этом, генеральный план не допускает иное проектное предложение по проектируемым в настоящем проекте красным линиям, исключающее нанесение красных линий на земельный участок, принадлежащий К.А.Г.
Сам по себе факт разработки красных линий с их наложением на границы земельного участка, принадлежащего заявителю, не свидетельствует о незаконности их установления в оспариваемом проекте, поскольку установление красных линий в таких границах администрацией города Орла осуществлено в пределах предоставленных администрации полномочий, при отсутствии возможности иного установления границ красных линий с целью определения баланса публичных интересов сторон.
Разработка, проведение публичных слушаний и утверждение генерального плана городского округа "Город Орел" осуществлялось в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (ст. ст. 23 - 29), Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом г. Орла.
Во исполнение ч. 14 ст. 24 ГрК РФ генеральный план был опубликован в газете "<...>" и размещен на официальном сайте администрации г. Орла в сети "Интернет".
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорные красные линии установлены в соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса РФ и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя России от 06.04.1998 № 18-30, а также в полном объеме соответствуют генеральному плану городского округа "Город Орел".
Кроме того, судом не принимаются во внимание доводы заявителя о нарушении срока опубликования обжалуемого постановления и опубликование его не в полном объеме и в мелком масштабе.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории. В силу положений статей 42, 43 Градостроительного кодекса РФ красные линии являются обязательным элементом документации по планировке территории, утверждаемой органами местного самоуправления в порядке статей 45, 46 данного Кодекса.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Согласно п. 5 ст. 31 Устава города Орла нормативные правовые акты органов местного самоуправления подлежат официальному опубликованию в газете "<...>" или обнародованию. Не опубликованный (не обнародованный) официально для всеобщего сведения нормативный правовой акт органа местного самоуправления не имеет юридической силы.
Обжалуемое постановление администрации от 02.12.2009 № 3841 было официально опубликовано <...> в "<...>", а также размещено на официальном сайте администрации г. Орла в сети "Интернет".
Таким образом, суд считает оспариваемое постановление официально опубликованным, при этом грубых нарушений при опубликовании постановления, влекущих признание его недействительным, судом не установлено, требований к масштабу текста не установлено.
Кроме того, суд считает, что заявителем не представлено доказательств того, что в результате издания данного правового акта К.А.Г. не может использовать принадлежащий ему на праве собственности земельный участок в соответствии с установленным видом разрешенного использования. Красные линии, которые проходят по земельному участку К.А.Г., не нарушают права заявителя, как собственника, поскольку такое расположение красных линий не влечет изменения, прекращение либо ограничение прав собственности заявителя.
С учетом изложенного, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит действующему законодательству, а также не нарушает права и законные интереса К.А.Г. как собственника недвижимого имущества, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления К.А.Г. об оспаривании в части постановления администрации г. Орла от 02.12.2009 № 3841.
Руководствуясь ст. ст. 251 - 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление К.А.Г. о признании недействующим в части постановления администрации г. Орла № 3841 от 02.12.2009 "Об утверждении проекта красных линий по 32 улицам г. Орла" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Председательствующий:
Т.Н.ГОРБАЧЕВА
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: